Главная  Пресс-служба   Публикации   Водопользование по Кодексу

Водопользование по Кодексу

Вадим Серов /Волго-Невский Проспект/информационно-публицистическая газета/№ 4/22 февраля 2007 года

 

За вступлением в силу с 1 января нового Водного кодекса России последовали некоторые изменения в деятельности ряда ведомств, в первую очередь Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов, в том числе Верхне-Волжского бассейнового водного управления

 

Водный кодекс и федеральный бюджет на 2007 год предусматривают, что Росводресурсы становятся администратором платежей, то есть управляют поступлением денежных средств за пользование федеральными водными объектами.

- ВВБВУ несет ответственность за правильность и полноту начислений и сборов, - рассказывает заместитель руководителя Управления А.Н. Баринов.

— Согласно постановлению федерального правительства плата за водопользование дифференцирована по субъектам Российской Федерации. Администратор, взаимодействуя с другими структурами, в частности с органами федерального казначейства, ведет определенный набор документов, который регламентирован Росводресурсами.

Платежным периодом считается квартал. Стоит учесть, что в договоре могут быть указаны одни объемы использования воды, а реально забраны другие. В таком случае плата взимается согласно факту. Администратор вправе принять такое решение,и на основании имеющихся документов может возместить переплату, зачесть ее в счет последующих платежей или применить пятикратный размер за сверхдоговорный объем потребления. Также следует иметь в виду, что собственником водного объекта может быть не только федерация, но и субъект или муниципалитет. Но администраторами платежей являются агентство водных ресурсов и его территориальные органы. Законом «О Федеральном бюджете на 2007 год» совместное управление не предусмотрено. Дело в том, что до вступления в силу Водного кодекса действовал водный налог. Он продолжает работать для тех водопотребителей, которые получили лицензию до 1 января 2007 года, и здесь администратором является налоговая инспекция. Мы же управляем перечислениями только для тех, кто заключает договора с 2007 года. Когда переходный период пройдет и состоится разграничение водной собственности по уровням бюджета (а это будет не раньше, чем через 5 лет), вполне возможно, что администраторами платежей станут субъекты или муниципалитеты.

Механизм предоставления прав пользования водными объектами разъясняет заместитель руководителя ВВБВУ Л.И. Терентьева:

— С 1 января необходимо заключать договоры водопользования, на основании которых водные объекты предоставляются для забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов, использования акватории, в том числе для рекреационных целей, и для использования объектов без забора водных ресурсов для гидроэнергетики. На сброс сточных вод, использование объектов для строительства причалов, подъем судов, возведение гидротехнических сооружений и ряд других целей такое право приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Полномочия по предоставлению объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров и решений переданы субъектам РФ. Верхне-Волжское БВУ Федерального агентства водных ресурсов предоставляет в пользование водные ресурсы Угличского, Рыбинского, Горьковского, Чебоксарского и части Куйбышевского водохранилища.

Право пользования водным объектом наступает с момента государственной регистрации договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации и в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В соответствии с «Правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» и предоставленными на основании договоров водопользования документов, размер платы определяется как произведение платежной базы (объема забранной воды, выработанной электроэнергии или площади используемой акватории) и соответствующей ей ставки платы.

С вступлением в силу Водного кодекса произошли изменения и в мониторинге водных объектов. Об этом рассказала начальник отдела регулирования водопользования М.И. Зонова:

— До 1 января водопользование осуществлялось на основании лицензий, выдаваемых на 3,5 и 10 лет. Сейчас их имеет примерно 70% предприятий. Те, у кого лицензий нет, должны заключать договоры с субъектами федерации на водопользование. Стоит заметить, что все реки как были, так и остались в федеральной собственности, даже если они находятся только на территории одного региона.

Мониторинг — это слежение за качеством водных объектов. Он будет проводиться нашим управлением только по Волге и водохранилищам. Всеми остальными объектами будут заниматься администрации регионов. Так, например, если раньше в Нижегородской области у нас было 60 пунктов наблюдения, то теперь они сократились наполовину.

По результатам мониторинга принимаются управленческие решения по охране и рациональному использованию водных объектов.

Особо важные события
22 декабря 2023
Перечень респондентов

в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение по форме № 2ТП (Водхоз) "Сведения об использовании воды за отчетный период"