Кодекс есть. База будет.
Вадим Серов/Волго-Невский Проспект/информационно-публицистическая газета/№11/1 июня 2007 года
Прошло ровно пять месяцев с начала действия нового Водного кодекса России.
Документ в свое время вызвал немало прений при обсуждении в Госдуме, а после утверждения неоднократно говорилось о необходимости создания для него нормативно-правовой базы.
На эти и другие темы — наш разговор с заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селиверстовой.
— Марина Валерьевна, давайте сначала поговорим о принципиальных правовых новшествах, которые закреплены в Водном кодексе. Что изменилось по сравнению со старым законодательством?
— Водный кодекс концептуально изменил водные правоотношения и существенно отличается от кодекса 1995 года. Во-первых, в нем впервые закреплены принципы водного законодательства, тогда как в прежнем кодексе были установлены принципы государственного управления. Иными словами, положения нового Водного кодекса теперь являются основополагающими и должны учитываться при разработке последующих актов.
Второй, не менее важный момент, — это отказ от выдачи лицензий и переход к заключению договоров между водопользователем и уполномоченными государством органами. Документы эти являются открытыми. Впрочем, должна отметить, что само содержание договоров пока что требует уточнения с точки зрения соотношения норм водного и гражданского законодательств. И поэтому выявление сильных и слабых сторон той правовой конструкции, которая закреплена в кодексе, еще впереди.
Наконец, третье, на что хочу обратить ваше внимание, — впервые вводится регистрация договоров водопользования в государственном водном реестре. Здесь можно провести аналогию с единым реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Безусловно, принятие этой нормы является попыткой упорядочить права и обязанности в части использования водных объектов, а в определенной степени — это еще и некий способ систематизировать и инвентаризировать доходы федерального бюджета.
Водный реестр — определение новое. В старом кодексе существовало такое базовое понятие, как государственный водный кадастр. Теперь его нет, но данные этого кадастра переходят как часть информационной базы в реестр, который является более широким, и где все данные строго систематизированы и структурированы. То есть водный реестр должен стать неким связующим звеном, который стянет все вопросы водопользования в единое информационное пространство.
— В одном из интервью руководитель Росводресурсов Рустэм Хамитов заметил, что, несмотря на вступление в силу кодекса, в действие должен быть пущен еще целый ряд правовых норм, регулирующих его действие. В каком состоянии находится этот процесс?
— В целом Водный кодекс и нормативно-правовая база, которая требуется для того, чтобы он был реализован, в настоящее время сформированы. Принято 25 актов правительства. На очереди разработка ведомственных актов. Многое нужно сделать и в части формирования методической базы. Как только эта работа будет окончательно завершена, мы сможем говорить, что кодекс заработал в полную силу. Но хочу обратить ваше внимание, что даже кодекс 1995 года, утративший силу 1 января текущего года, за более чем десять лет не был обеспечен в полной мере всеми актами. В общем-то, это объяснимо — процесс законотворчества сам по себе очень долгий, и он связан не только с политической волей, но и с изысканиями, технологическими и экономическими обоснованиями и так далее. Но я считаю, что была проделана значительная работа.
— Хотелось бы поговорить о гидротехнических сооружениях, в первую очередь бесхозяйных. Как теперь будет решаться вопрос по их содержанию?
— Содержание бесхозяйных ГТС Водный кодекс напрямую не регулирует, поскольку его нормы касаются, прежде всего, использования и охраны водных объектов и ресурсов. А интересующий вас вопрос регулируется законом о безопасности гидротехнических сооружений, одна из статей которого говорит, что ответственность за содержание, утилизацию бесхозяйных ГТС несут субъекты РФ. Кстати, в течение трех лет федеральный бюджет выделяет немалые средства — субсидии регионам на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, в том числе и бесхозяйных.
— Я позволю себе вновь сослаться на руководителя Росводресурсов Р.З. Хамитова, который неоднократно отмечал, что объем финансирования водного хозяйства в последние годы возрос. Какова ситуация в текущем году, достаточно ли средств дает бюджет?
— Действительно, денежных средств из года в год становится все больше. Посудите сами — в 2004 году бюджет водохозяйственной отрасли составлял 1,5 млрд. рублей. На 2007 год запланировано свыше 10 миллиардов. То есть динамика есть, и эти цифры показательны.
Говорить о том, что этих денег достаточно, было бы неправильным, поскольку на водных объектах за годы экономического упадка накопилось столько проблем, что они требуют более солидных инвестиций. Это вопросы и охраны объектов, и поддержания водного хозяйства, и содержания тех же самых гидротехнических сооружений. Подхода данные проблемы требуют более обстоятельного, чем раньше. Но сам факт, что бюджет увеличивает расходы на эти нужды, внушает оптимизм. Смеем надеяться, что динамика будет положительной и впредь.