Главная  Пресс-служба   Публикации   Глубокая река-бетонные берега

Глубокая река-бетонные берега

Вадим Серов/Волго-Невский Проспект/информационно-публицистическая газета/№23(67)/16 ноября 2007 года

Темой нашего интервью с руководителем Верхне-Волжского бассейнового водного управления В.С. Дементьевым стало состояние гидротехнических сооружений (ГТС) и вопросы берегоукрепления
— Владимир Сергеевич, как вы оцениваете состояние гидротехнических сооружений в бассейне Верхней Волги, и какие из них на сегодняшний день являются наиболее проблемными с точки зрения аварийности, угрозы судоходству и экологии?

— Согласно действующему законодательству, органы исполнительной власти субъектов России решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности ГТС.

На проведение капитального ремонта сооружений, находящихся в региональной, муниципальной собственности, а также бесхозных ГТС, в 2007 году в целом по стране предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на сумму 1 млрд. рублей, в том числе по зоне деятельности Верхне-Волжского бассейнового водного управления — 86,5 млн. рублей. Нижегородской области выделено 15 миллионов.

В 2008 году субсидии регионам бассейна Верхней Волги составят 120,4 млн. рублей. Сумма, перечисленная Нижегородской области, не изменится.

В целом хочу отметить, что власти Нижегородской области всерьез взялись за эту проблему, в результате чего у нас заметно уменьшилось количество аварийных ГТС. Однако сколько денег на ремонт ни давай, если на гидротехнических сооружениях не будет должной эксплуатации со стороны собственника, эффективность от вложений окажется практически нулевой. Бесхозные ГТС должны юридически закрепляться за эксплуатирующей организацией, которая будет отвечать за их состояние, формировать обученный обслуживающий персонал и т.д. А не будет хозяина — вся ответственность ложится на администрацию района, где расположено сооружение.

Органами исполнительной власти Нижегородской области принимаются все меры по определению собственников бесхозных ГТС и приведению аварийных сооружений в работоспособное состояние.

В других регионах ситуация аналогичная. Проверка реализации средств федерального бюджета, направленных на капитальный ремонт ГТС, которую провело Верхне-Волжское БВУ, показала их эффективное использование.

Что касается второй части вашего вопроса, то проблемными местами являются, скорее, не какие-то конкретные сооружения, а большие города, где находится много промышленных объектов и где застроены берега. Это Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары и другие крупные населенные пункты.

Судоходству же угрозу представляют не столько ГТС, сколько мелководье. На отдельных участках это можно решить путем дноуглубительных работ, и Волжское ГБУ активно занимается этой проблемой. Что же касается участка Нижний Новгород — Городец, здесь нужно ждать решения правительства Российской Федерации по будущему уровню Чебоксарского водохранилища.

— Теперь поговорим о берегоукреплениях. В последний раз мы поднимали эту тему на страницах нашей газеты полтора года назад. Что за это время изменилось, какие объекты сданы, что делается нового?

— В 2005 году перед нами стояла задача завершить все долгострои, начатые ранее. Мы с этим справились практически полностью. Остался только ряд объектов в Ярославской, Владимирской областях, Чувашской Республике и Нижнем Новгороде. Среди наиболее существенных, сданных в последнее время, — берегоукрепления в Городце и в селе Катунки Нижегородской области. В ноябре 2007 г. будет сдан первый участок первой очереди берегоукрепления в Балахне. Объект находится в центральной части города. Первую сваю забили в прошлом году, сегодня железобетоном практически закрыт километр берега. Не могу не похвалить подрядную организацию, которая выполняла эти работы, — нам подчас не сдают так быстро стройки и меньшего объема.

Для завершения всех работ по первой очереди этого берегоукрепления будем добиваться в Федеральном агентстве водных ресурсов включения объекта в проект перечня строек на 2008 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений. Нам надо пройти еще 588 метров.

Вот что интересно — разрабатывая планы по берегоукреплению, мы руководствуемся принципом комплексного использования водных ресурсов. Что это значит? Берег должен укрепляться не по принципу «тут кусок, там кусок», а с точки зрения экономического эффекта. То есть, чтобы сделать любой участок, нужно дать четкое обоснование тому, какую практическую пользу это даст. Вот, например, начали делать в свое время берегоукрепление в Чкаловске и остановили его. Сейчас население города стало расти, застройка приблизилась к береговой полосе, и мы понимаем, что берег нужно укреплять до конца. Участок проблемный, потому что там происходит и ветровая, и волновая эрозии. Раньше, кстати, берег укрепляли другим способом, без забивки свай, но со временем результат от этого стал сводиться к нулю. Берег снова рушится, и, кроме того, происходит уменьшение глубин. Теперь необходимо такое проектное решение, в результате которого суда могли бы подойти к городу, делать стоянку, и порт можно было бы построить, и город развивался бы как торговый и туристический центр. Кстати, с такой же позиции мы укрепляли и Городец.

Несколько лет добиваемся получения проекта по берегоукреплению правого берега Оки в Нижнем Новгороде, от ул. Черниговской вверх по течению, чтобы построить там дорогу, которая разгрузила бы верхнюю часть города. Часть берегоукрепления выполнена много лет назад, но участок брошен, и если оставлять его дальше, то все придет в негодность. К тому же вновь проведенные работы укрепят склон, подверженный оползню.

— Иными словами, в финансировании проектов проблем нет?

— В общем-то, Вы правы, проблема не в отсутствии денег. Их дадут, но чтобы получить деньги, нужно за счет средств субъекта РФ выполнить проект и обосновать его, доказать целесообразность каждого вложенного рубля. А это непросто.

— В начале 2006 года наша газета писала о ведомственных целевых программах «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод», «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений» и «Обеспечение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах». Как идет финансирование этих программ, и, если они выполняются, что сделано в их рамках?

— Эти программы действуют успешно. В общем-то вы сами видите, что за все время их работы серьезных ситуаций, связанных с наводнениями или безопасностью водохозяйственных систем, у нас не было. То же самое могу сказать и по обеспечению водными ресурсами. Мы еще ни разу не допустили, чтобы население или объекты экономики остались без воды. Те лимиты, которые утверждены для «Водоканалов» — предприятий по обеспечению водой, — не приводят к дефицитам, несмотря даже на неблагоприятные погодные условия. Так, в прошлом году, при низкой летне-осенней межени, мы обеспечили, в результате грамотного ведения режимов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, бесперебойную работу водозаборов.

Вторая сторона — при малой водности и большой температуре создаются условия для развития в воде микроорганизмов. От этого вода становится некачественной. Чтобы подобного не происходило, мы воздействуем на предприятия, занимающиеся водохозяйственной деятельностью, проверяем, как выполняются условия договоров водопользования, что сбрасывается в реки, в каких объемах… И если кто-то не выполняет условия договора, к нему принимаем меры вплоть до подключения прокуратуры и лишения разрешительных документов на право пользования водными объектами. Подобные случаи уже были.

— На одном из заседаний научно-технического совета при ВВБВУ, которые мы регулярно освещаем, в 2006 году говорилось о неудовлетворительном состоянии инженерных защит в районе города Козьмодемьянска. Как сейчас там обстоит ситуация? Делается ли что-нибудь для ее улучшения?

— Участок действительно проблемный. Там происходит переработка и обрушение берега. В свое время строительство инженерных защит остановилось, в связи с принятием решения Правительства РФ о заполнении Чебоксарского водохранилища до промежуточной отметки 63 метра. Потом в Козьмодемьянске выстроили дамбу, в результате чего порядка шестиста домов стали подтапливаться.

Сейчас сложно предпринимать какие-то конкретные меры, поскольку все зависит от того, какое решение будет принято по достройке Чебоксарского гидроузла и повышению уровня водохранилища. Если все оставят на 63-й отметке — нужно достраивать берегоукрепление и открывать дамбу. Если будет повышение уровня воды — достраивать инженерные сооружения и опять-таки укреплять берег… В общем, меры должны быть кардинальными, но какими конкретно — зависит от будущего уровня водохранилища. Остается только ждать решения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Особо важные события
07 февраля 2019
20-е заседание бассейнового совета Верхневолжского бассейнового округа

Проведение 20-го заседания бассейнового совета Верхневолжского бассейнового округа назначено

на 28 февраля 2019 года.

Место проведения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Проект программы заседания